RU/EN

Двухколоколенные храмы

Первый проект церкви с двумя башнями-колокольнями создал в середине XVI века великий итальянский архитектор Антонио Палладио, реализовавший его в маленькой церкви (tempietto) на вилле Барбаро-Вольпи в Мазере.

Полвека спустя архитектор К. Мадерна повторил эту композицию фасада в церкви Сантиссима Тринита деи Монти в Риме.

В 1632 году над входным портиком Пантеона Агриппы в Риме по проекту Дж. Л. Бернини были возведены две миниатюрные звонницы (прозванные римлянами «ослиными ушами Бернини»), которые были разобраны при реставрации памятника в 1852 году. Таким образом, в эпоху классицизма Пантеон также принадлежал к кругу двухколоколенных церквей и являлся одним из источников архитектурных вариаций на эту тему.

В России роль своеобразного ключа, открывшего дверь для проникновения типа двухколоколенных церквей в православное церковное строительство, сыграл Троицкий собор Александро-Невского монастыря, созданный по проекту архитектора И. Е. Старова в 1776 – 1790 годах. Проект, поднесенный Старовым Екатерине II в феврале 1776 года, очень понравился императрице. Классические формы палладианского стиля были созвучны античному духу проектов Екатерины II. Не случайно, когда в начале 1780-х годов императрица решила в четырех селах вокруг своей парадной летней резиденции в Царском Селе построить взамен деревянных каменные церкви в новейшем вкусе, она поручила составление проектов только что приехавшему из Италии архитектору Джакомо Кваренги, верному последователю А. Палладио.